Регистрация Войти
Вход на сайт
» » Цикл «Музыка в музее»

Цикл «Музыка в музее»

15-03-2012, 14:19
Автор: info
Просмотров: 1 661
Комментариев: 0

Музей истории религии предлагает вниманию посетителей новую форму интеллектуального энтертеймента – цикл программ воскресного дня.
Каждая из четырех программ посвящена историческим периодам, ставшим переломными в истории христианства, мировой музыкальной и художественной культуры.
Культурологические экскурсы в эпоху европейской Реформации, Контрреформации и барокко, в Россию периода становления «большого стиля» русской музыки XIX столетия будут сопровождаться на экспозиции музея костюмированным музыкальным перфомансом. Завершат каждую программу концерты молодых артистов ансамбля «Крещендо» (руководитель В.С. Константинова).
Последней в цикле станет концертная программа, посвященная синтезу старинной и современной музыки и включающая музыкальные произведения XII - XXI вв.

11 марта, 15.00.
Программа «Лирика бунтарей. Музыка эпохи Реформации».

Реформация и лирика – две вещи несовместные. Но лишь на первый взгляд. В эпоху, когда архитектура и изобразительное искусство, ангажированные Католической Церковью, переживали упадок, Реформация вызвала к жизни Северное Возрождение и необыкновенный период расцвета музыкального искусства. Гуманизм и Реформация обновили музыкальную лирику. Сохранив средневековую форму, они предали ей новые идеи и звучание.
Именно музыкальная лирика стала средством самовыражения для исторических персонажей, от которых мы этого меньше всего ожидаем - Мартина Лютера и Генриха VIII Тюдора.
Самым прямым и самым художественным следствием Реформации было создание ее «гимна» - протестантского хорала. С именем Мартина Лютера связывается непосредственное участие в создании самого этого жанра вокальной музыки. Сократив мессу католическую, Мартин Лютер ввёл в богослужение так называемую «немецкую мессу»; в своём труде «Deutsche Messe» (1526) даже рекомендовал небольшим городам ограничиться «немецкой мессой», состоявшей исключительно из немецких песнопений, позже названной протестанстким хоралом Лютер, являющийся автором знаменитого хорала "Ein' feste Burg ist unser Gott" ("Бог – наш крепкий оплот"), который Ф. Энгельс назвал «Марсельезой» XVI века», высоко ценил и произведения своих современников. Особенно - хоралы Жоскена Депре, о котором Лютер говорил, что Жоскен властвует над звуками, а над другими властвуют звуки.
Большое внимание музыке уделял и другой выдающийся религиозный реформатор эпохи – король Англии Генрих VIII Тюдор. Августейший композитор предпочитал сочинять светскую вокальную и инструментальную музыку. Сохранились и его стихи, предназначенные для пения. Среди них – застольные и любовные песни, и только один церковный гимн. "Pastime with good company", "My Lady Carey's Dompe" - король написал слова и музыку этих песен, которую исполняют до сих пор. Очень недурно для короля – «тирана, богоотступника и многоженца».

В программе концерта:
• музыкальные произведения религиозных реформаторов Генриха VIII Тюдора и Мартина Лютера;
• европейская вокальная и инструментальная музыка XVI - нач. XVII вв. (Жоскен Депре, Орландо Лассо, Джулио Каччини, Иоганн Шейн и др.).

25 марта, 15.00.
Программа «Музыка эпохи Контрреформации и барокко».

Началом Контрреформации можно считать 1520 г., когда папа Лев X своей буллой "Exurge Domini" отлучил от церкви Мартина Лютера. В 1545-1563 гг. Тридентский собор определил политику Рима на четыре последующих столетия. Искусство барокко стало одной из составляющих реванша, взятого Католической Церковью, символом обновления и возвращения утраченных ею позиций. Характерные черты барокко – доходящие до аффектации динамичность и напряженность, совмещение реальности и иллюзии (в итальянском языке «baroco» означает азиатскую форму логики, прием софистики, основанный на метафоре). Отсюда – определенная театральность барочных образов и форм. Не случайно именно в эпоху барокко появляется такой вид сочинений, как опера. Изощренности и сложности барочных произведений изобразительного искусства вторит полифоническая насыщенность произведений музыкальных. Инструментальная музыка становится подлинно профессиональным искусством. В эпоху барокко были созданы «Времена года» А. Вивальди, «Stabat Mater» Дж.-Б. Перголези. Сочинительские и исполнительские приёмы периода барокко стали неотъемлемой частью музыкального классического канона.
Когда речь идёт о протестантском богослужении, не всегда легко сказать, что здесь является собственно церковной музыкой, а что — музыкой, допущенной в церковь. Не в церкви родились жанры токката, ричеркар, прелюдия и фантазия, и исполнялись они не только во время служб, но и в концертах; и даже для песнопений «немецкой мессы» сам Мартин Лютер нередко выбирал мелодии популярных в то время светских песен. Так или иначе, музыку для обихода лютеранской церкви писали крупнейшие немецкие композиторы XVII—XVIII вв. от М. Преториуса до И.-С. Баха.
В англиканской церкви после её отделения от Рима в 1534 г. месса еще долгое время продолжала оставаться традиционным жанром. Однако уже в 30-х годах XVI в. были переведены на английский язык псалмы. На рубеже XVI—XVII вв. были созданы их многоголосные обработки. В Англии появился оригинальный жанр церковной музыки – антем, песнопение, в котором сольные партии чередуются с хоровыми и исполняются в сопровождении органа или струнных инструментов. Сочинения в этом жанре оставили Г. Перселл, Г.-Ф. Гендель и др.
После Тридцатилетней войны протестантская музыка достигла своей вершины в творчестве Г.-Ф. Генделя (1685-1759) и И.-С. Баха (1685-1750).

В программе концерта:
• произведения Г. Перселла, А. Вивальди, И.-С.Баха, Г.-Ф.Генделя, Г.-Ф.Телемана, Ж.-Б.Люлли

8 апреля, 15.00.
Программа «Россия: XIX век»

История Русской Православной церкви в XIX веке, как никогда изобиловала противоречиями. Примеры тому – роль митрополита Московского Филарета в становлении русской духовной школы и охранительная политика К.П. Победоносцева, почти полная секуляризация и движение за восстановление соборного начала, падение престижа Церкви в обществе и пробуждение интереса к религии.
Философская религиозная мысль и православное мироощущение оказали огромное влияние на формирование в XIX в. русской национальной музыкальной школы. В творчестве М.И.Глинки, П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующими людьми, они не только сделали выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (литургии, всенощные), но и в других своих произведениях воплотили христианские смыслы и содержания.

В программе концерта:
• произведения М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова.

8 апреля, 15.00.
Программа «XX век - «Renaissance Modern»

ХХ век - время, когда технологии изменили мир. Музыка как неотъемлемая часть человеческой жизни также претерпела глобальные изменения. Композиторы опрокинули музыкальные правила прошлого и нашли новые темы и способы их выражения.
Модернизм, а затем и постмодернизм, в музыке, прежде всего, - отражение внешнего мира, способ выражения, не ограниченный традиционными направлениями, и индикатор групповой идентификации. Для них характерен интерес к неевропейским традициям, средневековой и барочной музыке. Музыканты и слушатели поняли, что музыка не имеет границ во времени и пространстве.

В программе концерта:

• Музыкальные произведения XII - XXI вв. в оригинальной обработке, представляющей собой синтез старинной и современной музыки в разнообразии ее стилевых проявлений (джаз, блюз, латино, фолк, шансон, панк, рок).


<
Рейтинг статьи:
  
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.